Как же замечательно, что мы по прошествии стольких лет можем увидеть это чудо-усадьбу Асеева в Тамбове, тем более не избалованные достопримечательностями обеих столиц. Узнать историю дома и его хозяев, принять участие в экскурсиях по усадьбе и мероприятиях, возвращающих нас в то время, режиме работы музея. Это наша лепта в историческое наследие России.
Можно порадоваться, что одно из творений архитектора Льва Кекушева, воплощенное в камне купцом Асеевым на деньги, заработанные трудом наших предков, жителей Тамбовской губернии, работников на заводах и фабриках мануфактур появилось в нашем городе.
Замечательно, что его не разрушили разруха и гражданская война, ни бомбежки города в Великую Отечественную, а забота уже нашего нынешнего поколения позволила возродить это великолепие, которое радует жителей и гостей города и области, молодоженов в их радостный день свадьбы (особенно в субботу, когда свадебные кортежи и пары заполняют всю улицу перед дворцом, саму усадьбу и парк).
Очень подробный рассказ возможно утомит вас, лучше один раз увидеть, чем прочитать или послушать.
Но ведь многие из нас, живя в больших городах и имея уникальные возможности увидеть своими глазами произведения выдающихся мастеров живописи, архитектуры из-за рутины работы и домашних дел не могут этого сделать. Пишу так потому, что имею сам такой грешок. Поэтому и решил подробно изложить вам историю и современное состояние усадьбы.
Может быть кого-то это заинтересует и он приедет в Тамбов посмотреть воочию.
Кто бы и что не говорил, но лето лучший период для посещения усадьбы
Живу я от усадьбы в 500 метрах. Это был период когда в усадьбе был кардиологический санаторий, вход был свободный и мы гуляли с сыном по тенистому парку. Все было тихо и спокойно. Асфальтовые дорожки с размеченными расстояниями, которые должны были проходить выздоравливающие, большие метровые шахматы, танцплощадка и т.д. Сейчас он выглядит более ухоженным.
Красивая двухэтажная усадьба белоснежного цвета чем-то напоминает дворец, расположена в спокойном, живописном месте у речки Цны.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
История рода Асеевых
Так кто же такие Асеевы? Эта фамилия начинает упоминаться уже в переписи 1710 года по Шацкому уезду. В России на начало 19 века было привилегированое (дворянство, духовенство и купечество) и непривилегированное (крестьяне, мещанство, казачество и купечество 3 гильдии) сословия.
Начало купеческой династии положила Марфа Даниловна, ставшая в 1932 году вдовой, которая продолжила торговые дела мужа, мещанина Агафона Асеева, в селе Рассказово.
Подросшие сыновья Василий и Тихон старались развить дело родителей, и в 70-х годах 19 века купили в деревне Арженка (недалеко от Рассказово) маленькую суконную фабрику.
Со временем оба купца вначале стали второй, а затем и первой гильдий.
У Василия в семье было четверо детей, а у Тихона двенадцать. Дальнейшее развитие семейного бизнеса связано с деятельностью сыновей Василия: Александра и Михаила, и сына Тихона - Василия.
Тамбовские купцы Асеевы
Михаил Васильевич получил образование и стал врачом, но после смерти отца весь его бизнес перешел в его и братьев Александра и Василия руки.
В созданный в 1884 году торговый дом "Братья М. и В. Асеевы" вошли две фабрики, упомянутая ранее около Рассказово и новая рядом с Моршанском на территории Тамбовской губернии. Сначала производили сукно из грубой шерсти, а затем начался выпуск тонких сукон. Главные потребители были крестьяне.
Фабрикам требовалось около 430 тыс. пудов мытой шерсти различных видов. Шерсть покупалась на Востоке России. Были налажены каналы ее бесперебойной поставки на фабрики. Были установлены прогрессивное для того времени оборудование (паровые машины, двигатели внутреннего сгорания, водяные турбины и т.д.).
На фабриках работало около 4,7 тысячи рабочих, в 3 смены по 8 часов каждая.
В основном рабочие местные со своим жильем. Квартиры для руководителей с освещением и отоплением предоставлялись бесплатно.
В мирное время изготавливали разные виды продукции (байки, бобрик, одеяла, трико, половики и т.д.), в военное шинельное сукно, портяночное сукно.
При Рассказовской фабрике был приют для малолетних сирот бывших рабочих, больница, лечение с бесплатными лекарствами. Для женщин на время работы были ясли для детей, доставлялись продукты: качественные и недорогие.
Торговый дом одни из первых начали работать с банками, брали кредиты, расширяли производство, строили новые здания, внедряли прогрессивное оборудование.
Став крупными предпринимателями торговали с более 27 известными фирмами России и заслужили уважение как порядочные и надежные партнеры. Торговля значительно возросла в начале 20 века и Асеевы успешно справились с новыми задачами.
Брат Михаила Александр Васильевич, вложил большую сумму на строительство в Царском Селе Серафимовского лазарета на 50 человек для раненых, получивших тяжелые увечья.
Известно, что и семья Асеевых занималась благотворительностью и меценатством. За эту деятельность Михаилу Васильевичу и его супруге в 1915 году царским указом было пожаловано потомственное дворянство, но в 1917 году все труды и усилия Асеевского рода в течение 85 лет, в одночасье рухнули. Жизнь часто бывает несправедлива.
ОСОБНЯК АСЕЕВА В ТАМБОВЕ
Говоря об особняке Асеева не стоит забывать, что своим обликом и привлекательностью он в первую очередь обязан таланту известного архитектора Льву Николаевичу Кекушеву. Благодаря этому человеку создавшему и воплотившему новый неповторимый стиль на базе модерна мы до настоящего времени не перестаем восхищаться его творением. Кроме того, при строительстве были добавлены элементы классицизма и барокко. Построенные несколько десятков домов и зданий, оформленные фасады (самые известные:гостиницы "Метрополь", ресторана "Прага", здание вокзала в Царском Селе) в Москве, С-Петербурге и многих других городах, его уникальный архитектурный почерк, обеспечили ему известность и популярность.
Архитектура особняка и его создатель.
Его проекты нашли воплощение и на территории Тамбова. Это дом купца Аносова расположенный на ул.Советской и дом купца Шоршорина по ул. Карла Маркса, построенный в 1900 г. и сохранившие свой облик до настоящего времени.
В этой усадьбе, благодаря финансовым возможностям Асеева, Лев Кекушев в свои 43 года воплотил свой талант архитектора и знания прогрессивных на тот момент методов ковки металла, гальванопластики, травления металлов и стекла.
Отделка особняка снаружи позволила совместить три стиля архитектуры (барокко, модерна, классицизма) без особой вычурности, но в то же время очень гармонично и изысканно, что навсегда врезается в вашу память.
Наружная и отделка внутри особняка в стиле итальянского ренессанса насыщена элементами и деталями: оформление окон и карнизов, украшения из лепнины, разнообразные орнаменты, львиные барельефы и скульптуры и многое другое.
Все это создает баланс и позволяет сочетать симметричные и ассиметричные элементы фасадов особняка.
В процессе работы архитектору Кекушеву удалось создать уникальный, как теперь говорят, эксклюзивный интерьерный комплекс с уникальными элементами, сделанными по его рисункам: встроенная мебель, декоративная живопись, деревянная отделка, освещение в доме, тончайшие детали из лепнины.
История создания
М.В.Асеев приобретает (апрель 1904 г.) имение с кирпичным домом, подсобными постройками и многим другим, окруженное с юго-запада Цнинской Набережной и Комендантской улицей у жены надворного советника Дембовской Ж.И. за 27 тысяч рублей.
На этом участке, вместо купленного дома и планировавшейся новой постройки, в 1905 г. согласно новому проекта Л.Кекушева начинается строительство нового здания, длившееся вместе с внутренней отделкой в течении двух лет.
Основные вехи истории
- В период мировой войны, в 1914 г., часть помещений особняка была отдана Асеевыми под лазарет для лечения больных и раненых.
- В мае 1918 года новый дом со всеми надворными постройками был реквизирован и летом уже использовался для отдыха детей беднейших граждан.
- С 1924 г. в особняке организован туберкулезный санаторий.
- В 1932 г. в нем начали заниматься лечением нервно-больных и через некоторое время он становиться лечебным учреждением союзного масштаба. В конце декабря 1935 года здесь проходил лечение известный поэт Осип Мандельштам.
- В годы Отечественной войны здесь размещен госпиталь No 2687 на 300 коек для тяжелораненых, требующих длительные сроки лечения (контузии и повреждения периферических нервов).
- С 1944 года профиль (заболевания сердечно-сосудистые и нервной системы) санатория меняется вновь на соматический.
- Два года (с февраля 1946г. по апрель 1948 г.), несмотря на сложности послевоенного периода в здании были выполнены ремонтные работы. Это было связано еще с пожаром в здании (конец декабря 1945 г.) при котором сгорела крыша, пострадали помещения, потолки и перекрытия, нанесен серьезный ущерб оформлению плафонов первого этажа.
- В 1958 году существующий санаторий становиться кардиологическим.
В этом доме семья Асеевых прожила 13 лет, после чего имущество было национализировано и этот особняк перешел государству, а Асеевы вынуждены были покинуть Россию.
В сферу его деятельности входили 6 областей Центрально-Черноземного округа. Достраивались дополнительные корпуса, рядом с ним, по Набережной улице, в 1967 году был построен новый двухэтажный корпус.
Архитектура особняка (1974 г.) позволяет стать ему памятником истории местного значения, а в 1995 г. объектом исторического наследия федерального уровня.
Музей сегодня
Сам особняк за сто лет подвергался чисто косметическому ремонту и медленно разрушался, пока в 2009 году не начались реставрационные работы за счет средств федерального бюджета специалистами из С-Петербурга. Работы велись до осени 2013 года. И тут была предпринята “попытка” передать усадьбу в частные руки под ресторан. Но после многочисленных протестов многих тысяч горожан, митингов, обращений в Минкультуры и к Президенту было принято решение открыть в Тамбове, объединив усилия с ГМЗ "Петергоф" С-Петербург, музейный комплекс "Усадьба Асеевых", что и было сделано осенью 2014 года.
ПОСТОЯННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ
На 1-м этаже расположены комнаты для гостей, а вся семья проживала на 2-м этаже, где после пожара 1945 года восстановлены Колонный зал и несколько жилых комнат, но не все.
Значительная часть интерьеров, стены и люстры, паркет, мебель сохранились до настоящих дней.
Убранство внутри дома очень впечатляет и вся обстановка имеет очень красивый вид и смотрится с большим вкусом. Потолки во всей усадьбе имеют поразительную красоту.
Вестибюль
Войти в особняк можно с разных сторон, но мы (так же, как входили гости в дом) заходим в особняк с северной стороны парадного фасада. Зайти можно либо по неширокой центральной лестнице, либо по подъездным пандусам слева или справа от входа. Проходим мимо скульптур двух сидящих львов (видимо охраняющих дверь) и открыв тяжелую остекленную дверь, в верхней части дверной проем оформлен латунным переплетом со стеклянными вставками, мы оказываемся в доме.
Войдя в дом можно сразу попасть в вестибюль, называемый парадным, где на стенах располагаются живописные, старинные панно, росписи на потолках. Керамическая плитка пола сохранилась до настоящего времени, ей свыше ста лет.
Оформление сделано таким образом, чтобы произвести впечатление на посетителя. А, чтобы добиться максимального эффекта, архитектор позволил соединить на небольшой площади много разнообразных стилей. Стены украшены панно с пейзажными парками, каскадными фонтанами и прудами, женскими фигурами в исторических костюмах. Настенное панно с правой стороны создает эффект проема в который виден парк. Верхняя часть арки расположен предмет символизирующий бессмертие камень с изображением жука-скарабея. Символизм похоже был любимым "коньком" хозяина дома. Это лица на мебели, на ручках входных и межкомнатных дверей и много другого.
Потолок представляет собой расписанный плафон с сюжетно повторяющимися небольшими по размеру рисунками с героями древнеримской мифологии. Рисунки расположены по его периметру и создают зеркальный эффект.
Поднявшись по трем широким мраморным ступеням мы попадаем в аванзал роскошно оформленный с большой хрустальной люстрой. Из просторного зала можно попасть в приемную, Белый зал, подняться на второй этаж или спуститься в цокольные помещения.
Гардероб
Оформление гардеробной, помещении, где пришедшие гости и посетители могли раздеться сохранилось в первоначальном виде согласно эскизам Льва Кекушева. Все здесь основано на стиле модерн. Это и встроенная мебель, верхняя часть полок для головных уборов имеет латунные вставки на которых выполненные в стиле чеканки изображены цветки лотоса. А для самой верхней одежды были изготовлены несколько десятков крючков авторской конструкции из латуни, оканчивающихся утолщениями, напоминающими головку насекомого (кузнечика или богомола). Небольшую часть крючков пришлось в ходе реставрационных работ изготовить вновь.
Плафон потолка украшен трафаретной росписью цветами, а по его периметру трафаретную роспись.
После того, как гости разделись, оставив верхнюю одежду, зонты, головные уборы их путь лежал в каминную, где можно было немного отдохнуть, согреться в холодные периоды года, покурить, угоститься чаем или кофе, почитать газеты, обменяться новостями в ожидании приема.
Каминная
В каминной установлен камин с порталом для дров, сделанным из мрамора двух цветов и плавно переходящим в верхнюю часть и обрамляющее большое старинное зеркало.
Зеркало зрительно увеличивает пространство помещения. На верхней полке установлены старинные каминные часы конца 19 века. Симметрично от камина установлены медные эмалированные снаружи вазы в китайском стиле, с ручками выполненными в виде фигурок хамелеонов. В интерьере четыре стула с двумя столиками (большого и малого размера), картины, портреты, качественно изготовленный буфет с красивой посудой. Потолочный плафон выполнен в спокойных, тонах.
Приемная
Недалеко от входа располагается проходное помещение, не очень внушительных размеров -- приемная. В ней ожидали приема административный персонал, фабричные служащие предприятий М.В.Асеева, адвокаты и нотариусы для оформления юридических документов.
Стены приемной выдержаны в строгих тонах, по-деловому, на них размещены разные фотографии с изображением предприятий Асеевых, на которых вырабатывалось сукно для солдатских шинелей, мебельный гарнитур начала 20 века без особых излишеств, бронзовые накладки частично декорируют двери.
Потолочный плафон воплотил идеи архитектора: лепнина в виде орнамента, стилизованного под эпоху королевы Англии Виктории. По периметру кессоны с продолжением цветочной тематики (пейзажами полевых цветов), уже в стиле модерн, при оформлении фриза.
Кабинет
Из приемной мы попадаем в рабочий (личный) кабинет, внутренний облик которого не изменился с того момента как его хозяин М.В.Асеев переступил порог.
Кабинет отражает ту обстановку в которой работал хозяин, строго деловой стиль со скрупулезной проработкой мелочей. В этом месте Михаил Васильевич занимался своей работой и общался с посетителями. Решались разнообразные производственные вопросы, подписывались документы, обсуждались планы развития бизнеса и многое другое.
К стенам, потолку прикреплены полотна панелей собранных из дорогих пород дерева. Резьбой покрыты входные полотна дверей кабинета и низ стеновых панелей.
По левой стороне кабинета расположены встроенные шкафы с книгами, большой кожаный диван, а над ним во всю его длину зеркало с полкой на которой установлены бюсты из бронзы царей, императоров и князей Российского государства. Двери, шкафы оформлены резьбой по дереву (фигурками и головами детей, женщин и воинов).
Большое переплетное окно в эркере, практически во всю длину одной из стен, напротив дивана наполняет кабинет светом. Здесь же находится столик и два удобных кресла, где можно было покурить, обсудить насущные вопросы, замерить толщину сукна, почитать авторскую книгу о суконном производстве.
В кабинете установлен двухтумбовый стол на котором стоит чернильный прибор из бронзы, папка для деловых бумаг, настольная лампа, телефонный аппарат. У стены большие напольные часы, на стене картины кисти Василия Поленова и других зарубежных художников.
Белый зал
Стараниями Льва Кекушева Белый зал, самое большое помещение на первом этаже превратилось в пространство великолепия и парадной роскоши императорских дворцов.
Это помещение для больших праздников (балы, приемы, музыкальные вечера). Из его окон отлично видны река и набережная. Отделка внутреннего интерьера придает ему оригинальность и торжественность (стиль русского классицизма).
Рука Л.Кекушева чувствуется во многих деталях. По периметру плафона - богатая лепнина состоящая из больших розеток в виде цветков, авторский фриз с периодическим повтором рисунка (горящий факел с развевающимися на ветру лентами), символизирующий знания и просвещение, небольшие женские головы завершают пилястры, с орнаментом из покрытой золотом лепнины, утонченные и изящные по красоте стены и позолоченный плафон потолка, украшенные медальонами, лепными венками, орнаментными гирляндами.
Полы из светлого паркета с укладкой, позволившей получить объемный эффект и оттененный по краям орнаментом более темного паркета с вставками чудесных розеток.
На входе и в зал и в каждое помещение усадьбы на паркете знак символа власти в виде орнамента стилизованного черепа (букраний).
Диванная
Согласно традициям 19 века (условное деление на две половины: мужскую и женскую) следующая проходная комната -- диванная, если провести аналогию, приемная перед посещением будуара жены хозяина дома Марии Никаноровны.
Здесь можно увидеть мебель, на стенах - красивые панно.
Мебель, согласно чертежам Л.Кекушева, встроенная. Под резной рамой с размещенной в ней живописной картине русских полей с лугом и цветами на нем, большой и удобный диван. По двум сторонам от него расположились посудные горки с прозрачными стеклянными дверками и панелями, декорированными гирляндами и венками из цветов.
Картина изначально задумывался как зеркальное отражение вида из окон особняка на реку Цну и окружающими русло цветущими лугами. Теперь это лишь память от том времени и пейзаже. Лугов нет, вместо них парк "Дружба".
Остальная мебель с накладками из бронзы изображающих гриффонов из гарнитура 19 века. Вся посуда (тарелки, китайские вазы, расписанные предметы чайного сервиза) коллекционный фарфор 18 века, привезенный из-за границы.
Плафон потолка покрыт орнаментной росписью из белых лилий.
Будуар
Будуар, как и диванная комната предназначалась для женской половины, где женщины могли пообщаться между собой.
При создании будуара или как его еще называли малой гостиной автор проекта не изменил стилю рокайль, использовавшегося при отделке дорогих особняков конца 19 начала 20 веков. Это металлическая витая вставка, поддерживающая карниз для штор вверху большего по размерам эркера перед окном, чем в кабинете главы дома (больше всего это место нравилось хозяйке), потолочный плафон украшенный лепниной с золотым покрытием и его декор в виде золотой стилизованной сетки, небольшие панно с нарисованными букетами цветов.
Однако, кроме архитектора, свою лепту внесла и хозяйка дома, сделав убранство помещения более уютным, женственным. Изящная мебель 18-19 веков изготовлена из ценных пород дерева с резьбой, медальонами из фарфора, инкрустированная накладками из бронзы (горка, дамский секретер комод), очень дорогое зеркало в позолоченной резной раме со столешницей из мрамора, коллекционный фарфор отечественного и зарубежного производства, картины кисти как известных английских, так и малоизвестных итальянских художников.
Бильярд
Попасть в бильярдную можно из Белого зала через небольшую прихожую, здесь мужчины могли найти развлечения, исходя из интересов каждого (карты, бильярд, общение и т.д.).
Прямоугольное помещение подчеркивает черты мужского характера, сдержанность, лаконичность в оформлении потолочного плафона, цвета стен, размерах люстры (модерн).
Мебель используется в зависимости от расположения условных зон комнаты (игральный стол для карт, удобные невысокие кресла, широкий диван, шкаф для книг и т.д.). У окна небольшая, модная на стыке веков, кабинетная скульптура из Каслинского литья, чучело медведя, добыча хозяина дома, заядлого охотника, члена Тамбовского филиала Императорского охотничьего общества. На стенах печатные гравюры с изображением эпизодов и сцен на охоте, созданные в 18 веке Иоганном Редингером.
Парадная столовая
Оформление парадной столовой создано благодаря дизайнерской работе лично Льва Кекушева, Основной стиль "конек" Кекушева, модерн.
Отделка стен по периметру (сохранившаяся с момента постройки) - панели из дуба с вставками в верхней части из меди с нанесенным геометрическим рисунком. Встроенная мебель (большой и малый буфеты) имеет идентичную отделку. Органично в облицовку стен вошли входные двери, украшенные вставками из бронзы с рельефным рисунком мужских торсов. И на каждой вставке стилизованный автограф Кекушева - голова льва.
Балки (опорные) потолка (поперечные), изготовлены из дерева и между ними, нарисованные на холсте панно из цветочных гирлянд на золотом фоне. В середине потолка стилизованная под ветку с 17 цветочными бутонами люстра в личном решении дизайнера. Стол в экспозиции накрыт всего на двоих, сервирован вещами сервиза из фарфора конца 19 века.
Стол по габаритам меньше того стола, что был при жизни семьи в особняке. Где тот стол история умалчивает.
В обоих буфетах представлен Мейсенский коллекционный фарфор и Императорского фарфорового завода 18-19 веков. В интерьере столовой натюрморты известных в 18 веке художников Карло Маджини (Италия) и Йоганна Дрехслера (Австрия).
Из столовой просматривается парковая зона, а через лоджию туда можно было спуститься. Внутренняя лестница служила сообщением с жилой зоной 2-го этажа и с подсобными помещениями в цокольном этаже.
Парадная лестница
На II этаж ведет мраморная лестница, хорошо сохранившаяся и лишь в некоторых местах была произведена ее реставрация.
"Попутешествовав" по перечисленным комнатам возвратимся в аванзал, чтобы подняться по парадной лестнице на II этаж в личное пространство семьи Асеевых и в еще один зал - колонный.
Здесь опять отчетливо проявились талант и дизайнерские способности Льва Кекушева, его гибкость принятия архитектурных решений при соединении различных стилей, и как результат очередной шедевр, восхищающий многих долгие годы.
Парадная лестница состоит из двух маршей. Основной материал белый мрамор. Первый марш, основанием которого служат белые мраморные плиты пола начинается с первой закругленной широкой ступени, своеобразной визитной карточкой архитектора, использовавшейся им неоднократно при строительстве многих известных московских особняков. Мраморные балясины совмещают в себе два стиля: сами балясины -- итальянский Ренессанс, а их окантовка снизу и сверху бронзовыми деталями сделанными в стиле модерн.
На площадке нижнего опорного столба крепления перил, очень изысканно оформленного, установлен эксклюзивный созданный по личным эскизам зодчего бронзовый светильник. Смотрится очень эффектно, даже по прошествии ста лет.
Пространство вокруг парадной лестницы по своим дизайнерским решениям только дополняет оригинальность и изысканность общего решения. Через большое окно с овальным закруглением верхней части и оригинальным переплетом расположенного на площадке между двумя маршами можно увидеть парк.
Оно же освещает всю лестницу. В вечернее время лестницу освещает большая люстра оригинальной конструкции
Правда, в картушах пустые места для фамильного герба, но появиться ему ввиду исторических событий 1917 года, так и не пришлось.
Использование мифологических персонажей при декорировании пространства еще один из "коньков" Льва Кекушева. Поэтому вся парадная лестница окружена ими. По своду над лестницей античные сюжеты и барельефы, по стенам голова богини весны Флоры, над окном головка речной феи Лорелеи.
Входная дверь второго этажа очередное воплощение идей модерна, удачно обыгранная архитектором. И опять здесь мифологический сюжет над дверным проемом.
Колонный зал
Поднявшись по парадной лестнице мы попадаем на 2-й этаж в колонный зал, второе по величине помещение в доме. От оформленного в, неизменном для зодчего Л.Н Кекушева, классицизме зала веет торжественностью и парадностью. По длине зала разместились колонны: по одной и двум вместе.
Радиатор парового отопления создан тоже в виде колонны, но с другими функциями, и украшен позолотой. Он является оригиналом и до сих пор находится в рабочем состоянии.
Дневной свет проникает в восточную половину зала через высокие окна, а западную часть через расположенный в своде зала купол из толстого стекла и световой фонарь.
Конструктивно это было выполнено с помощью размещенной снаружи пирамиды из стекла на каркасе из металла и находящегося под ней сводообразного потолка, состоящего из стеклянных объемных блоков.
За стенами зала, по обеим сторонам размещались комнаты членов семьи Асеевых. Размеры комнат, их площадь, отличались незначительно.
ПАРКОВАЯ ЗОНА
Территория усадьбы в основном небольшая, но очень ухожена и живописна, выложена дорожками из брусчатки, много деревьев. Рядом обрывистый берег уходящий вниз к реке Цне.
В настоящее время вторым этапом развития усадебного комплекса является его благоустройство и создание своеобразной и неповторимой среды для отдыха и развлечения жителей города и его гостей.
Исходя из совместной работы с историческими и искусствоведческими службами ГМЗ "Петергоф" было решено используя опыт Петродворца, зарубежный опыт, наличия в Тамбове множества фонтанов создать на приусадебной территории фонтанную зону (парка). Фонтанный комплекс был открыт в усадьбе Асеева в 2015 года
После строительства особняка Асеев в 1906-1907 гг. занялся созданием парка. В нем были посажены уникальные по тем временам сорта деревьев (ели голубые, акация, тополя:серебристый и бальзамический). Конечно время неумолимо и много из посаженого уже нет.
При закладке парка в купленном Асеевым саду рос черешчатый дуб, который не тронули, где он растет и сейчас. Да, в парке растет дуб, которому более двухсот лет и он является памятником живой природы.
После специальных исследований было определено, что дубу 217 лет (на май 2017 года), высотой он 27 метров, а в обхвате 511 см. Структура дерева позволит ему существовать еще не один год. Дуб Асеева официально признан памятником живой природы всероссийского значения.
Сувенирные павильоны
При входе в особняк расположен сувенирные павильоны, где продаются сувениры, книги и прочая продукция, которая будет напоминать о посещении усадьбы. Сувениры, книги про семью Асеева и другие предметы напоминающие о поездке еще можно приобрести в холле особняка, там же вы получите на время экскурсии бахилы, чтобы сохранить паркет в усадьбе.
В канун 9 мая 2019 г. была выпущена памятная монета "Усадьба Асеевых", номиналом 3 рубля из серебра 925 пробы. Тираж по меркам России небольшой 3 тыс. экземпляров.
Монета больше имеет нумизматическую ценность, чем быть просто сувениром. Да и приобрести ее можно только в магазинах продажи монет (каталожный No 5111-0402, диапазон цен от 2,5 до 4,0 тыс. руб.).
Для отдыхающих на территории установлены цветочные вазоны с головами львов, красивые металлические беседки и скамейки, где можно посидеть в тени деревьев.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЭКСКУРСАНТОВ
- Режим работы
- Время посещения музея с 10 до 18 часов (вторник, среда, пятница, суббота и воскресенье), с 13 до 21 часа в четверг и выходной каждый понедельник.
- 30.07., 27.08., 24.09., 29.10., 26.11., 31.12. 2019 г. - санитарный день, посещение музея закрыто.
- Кассы заканчивают свою работу за 30 минут до окончания времени посещения.
- Чтобы группам не мешать друг другу начало экскурсий через 30 минут.
- Длительность экскурсии около полутора часов.
- Телефоны и адреса
- билетная касса - (4752) 63-64-69;
- группа экскурсоводов - (4752) 63-64-71, (4752) 63-64-70.
- электронная почта: mk-aseeva@yandex.ru
- Стоимость
- Вход для граждан (по основной экспозиции) - 150 руб.
- Вход (льготный) для курсантов и студентов 80 руб.
- Вход (льготный) для отдельных категорий 50 руб.
- Входом (в последнее воскресенье каждого месяца, без экскурсовода) могут воспользоваться многодетные семьи и учащиеся профтехобразования 50 руб.
- Льготные категории должны предоставить необходимые подтверждающие документы или согласованные письма-запросы на проведение экскурсий.
- Фотосъемка интерьеров и посетителей в ходе экскурсии или изучения экспозиций (за одного посетителя) 170 руб.
- Вход при посещении театрализованных мероприятий 300-500 руб.
- Вход при посещении бала-маскарада 1000-2000 руб.
- Фотосъемка молодоженов в день свадьбы и прочих торжеств (предварительная запись по телефону (4752) 63-64-69) - 5 000 руб.
- Свободный вход
- Как добраться
Усадьба Асеева в Тамбове расположена по адресу ул. Набережная, 22/1
Справочные телефоны:
Вход на приусадебную территорию бесплатный.
Экскурсии очень доступны по цене и на мой взгляд чисто символической, если ее сравнивать по количеству посетителей с Эрмитажем и Третьяковской галереей.
Если хотите сделать на память фотографии, снять интерьеры усадьбы, оплатите в кассе 170 руб. и сохраните чек, Его могут спросить, а без него запретить съемку. На территории и в парке съемка бесплатная.
Оплата в кассе наличными.
Во избежание каких-либо недоразумений уточните в кассе (телефон указан выше) наличие билетов для планируемого вами времени экскурсии. Чтобы решить или уточнить какие-либо вопросы, можете смело обращаться к администрации музея.
Три раза в год в государственные и областные праздничные дни 18 мая, 27 сентября и 4 ноября (если не будет дополнительных решений органов власти) все граждане могут посетить усадьбу Асеевых бесплатно.
Добраться до музея можно воспользовавшись как городским транспортом:
"Дом художника
Из центра можно доехать:
- Автобус 1,101, 55, 50, 39, 45, 51, 51М, 70, 8, 8С, 151
- Троллейбус 1, 70, 8М
- Маршрутное такси 2, 33, 38, 39Г, 62.
Затем по ул. Гоголя в сторону ул. Набережной 660 метров, пешком около 8 мин., так и с помощью такси.
Можете воспользоваться и личным автотранспортом. Но тогда имейте в виду, что ул. Набережная можно, так сказать, находится в статусе пешеходной зоны, поэтому для обеспечения безопасности от слишком лихих автовладельцев она разделена шлагбаумами на участки. Один из шлагбаумов установлен на Набережной, недалеко от пересечения ул Тельмана, поэтому подъехать к центральному входу в музей можно только с ул. Гоголя. Если с ул. Тельмана, то метров сто придется пройти пешком.
МЕРОПРИЯТИЯ НА 2019 ГОД
Постоянные экспозиции работает согласно графику работы музея.
Действующие экспозиции
Кроме знакомства с помещениями в особняке сотрудники музея предлагают еще две тематическими выставками:
- "История и судьба рода Асеевых"
- " Н.М.Шевченко -- художник и друг М.В.Асеева"
Экспозиции знакомят нас с архивными и практически неизвестными материалами жизни четырех поколений Асеевых, их родственниками, друзьями, биографическими данными их жизни, учебы, работы, малоизвестными фотографиями, геральдическая информация. Рассказано об их жизни после Октябрьской революции.
Рассказывают о друге художнике, который много лет жизни прожил рядом с Асеевыми, что их связывало, о влиянии на культурную жизнь Тамбова.
Использованы данные тамбовских архивов, материалы предоставлены также музеями Рассказова, Моршанска и частными коллекциями.
Практически, каждый день в усадьбе организованы тематические экскурсии, знакомящие нас с тем периодом жизни владельцев, культурными традициями, одеждой, мебелью, чем питались, как праздновали, привычки, тайны и многое другое.
Это три экскурсии
- По вторникам и пятницам (16-30) об эпохе конца 19 начале 20 века в интерьере.
- По средам (16-30) и воскресеньям (16-00) о праздничном быте богатого городского дома начала 20 века.
- По четвергам (19-00) и субботам (16-30) о легендах и преданиях дома.
Предстоящие мероприятия 2019 года
В усадьбе организуются различные музыкальные, литературные вечера, фестивали, выставки, на которых можно отвлечься от повседневных дел, погулять с детьми, послушать хорошую музыку, стихи.
На арт-балконе усадьбы проходят уроки живописи, мастер-классы. Мероприятия в основном по субботам и воскресеньям. Из ближайших 23 июля и 3 августа создание панно из гипса "Кружево лета".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хотел написать покороче, а потом подумал, не каждый сможет приехать и увидеть много интересного и удивительного, поэтому постарался написать о музее подробно.
И все же приезжайте, чтобы своими глазами увидеть столь замечательное место.Это того стоит!
У Асеевых была еще одна усадьба в Рассказове, которая сегодня тоже отреставрирована, но о ней в следующий раз.
А пока хотите сию минуту оказаться в Тамбове и посмотреть на усадьбу с высоты птичьего полета?
Тогда, смело нажимайте ХОЧУ В ТАМБОВ!
Спасибо, приезжайте в Тамбов, вам понравиться!
С уважением Виктор.
Оставить комментарий