Бастрыгин Виктор, автор дневника Bastrygin-Viktor.RU

Здравствуйте, уважаемые Читатели, разрешите представиться - меня зовут Виктор Бастрыгин и я автор дневника Bastrygin-Viktor.RU ( кстати, обращаются ко мне по разному: одни Виктор Васильевич, другие Виктор, кто-то Василич, некоторые по фамилии), короче, если информация на блоге вас заинтересует и вам захочется о чем-то поделиться, высказаться или прокомментировать обращайтесь ко мне кому как понравиться. Ниже хочу поделиться с вами воспоминаниями о тех событиях, которые уместились в моей жизни за прошедшие 65 лет.

Маленькое отступление

Не знаю, почему вас потянуло на мой блог, может он кого-то заинтересовал, может в результате случайного поиска. Но тем не менее я убежден, что здесь у вас появятся несколько моментов, когда в вашей голове мелькнет мысль "Мне это нравится. А вот это мне может пригодиться!".

Поэтому, если вы здесь, абсолютно всё равно сколько вам лет, какие у вас интересы, постарайтесь прочесть все внимательно, а не диагональным методом (если вы, конечно. не специалист по скорочтению). Прочитайте, даже если в начале покажется, что всё это вы давно знаете. Я же постараюсь в свою очередь ваш экскурс в мою историю сделать интересным.

Если у вас нет времени на это можете сразу перейти к конец моего рассказа.

Детство

Ну что ж поехали.

Воспоминания о детстве больше основываются на рассказах родителей и родственников, мои же напоминают мне костер, который то ярко разгорается, то понемногу затухает и лишь всполохи и искры поднимаются и гаснут в ночном небе.

Родился я 30 июля 1954 года в больнице рабочего поселка Земетчино Пензенской области.

Вопрос, как я тут оказался.

Небольшая справка

Мои родители Василий Иванович и Любовь Ивановна работали на железной дороге, там познакомились и поженились. За плечами у них было нелегкое детство,оба рано потеряли отцов, у мамы была большая семья, воспитала всех старшая сестра, война, эвакуация и тяжелый труд в прифронтовой полосе. Оба были награждены многими правительственными наградами. Прожили они вместе больше 40 лет. Всегда бережно относились к друг другу и заботились друг о друге.

К моменту моего появления на свет отец из деревенского мальчика с церковно-приходским образованием, пройдя все этапы становления как специалиста-путейца (военное училище желдор войск в Питере, мастер участка, ревизор по безопасности движения и т.д.) и получив только средне-специальное образование достиг вершин карьерной лестницы став начальником дистанции пути в г. Конотоп.

А так как на железной дороге действовало правило, более трёх лет на одном месте не задерживаться отца перевели по работе в Пензенскую область.

Итак продолжим...

Несмотря на конец месяца, хотя июль и середина лета, день был знойным. Все окна и двери в больнице, как рассказывала мама, были открыты и при таких сквозняках не мудрено было получить воспаление легких, что со мной и произошло.

Поэтому, в детстве, часто болел простудными заболеваниями, короче не "кровь с молоком". Вылечила меня как ни странно не доктор, а моя тётя. В течении трёх месяцев, ежедневно, по её рецепту я пил по чайной ложке смесь столетника и мёда. Горькая, противная "гадость", но приходилось пересиливать себя и пить.

Ребёнок я был, как говориться, поздний. И любви мне доставалось очень много и в тоже время родители старались "привить" мне самостоятельность.

Вспоминаю тот момент когда меня маленького отец поднимает и сажает на лошадь. Мне кажется, что я улетаю куда-то в небо, очень высоко Я намертво хватаюсь за гриву. Мне страшно. Но крепкие отцовские руки придерживают меня и он говорит: "Не бойся, я тебя держу".

Мне 3 года. История повторяется, отца переводят начальником дистанции пути в г. Тамбов, новое место службы. Мы едем с мамой в вагоне теплушки. Рядом наша мебель, цветы , горящая "буржуйка”. В дороге часто останавливаемся, вагон несколько раз перецепляют к другим поездам. Отцу предоставили ведомственное жильё, где-то в 10 минутах ходьбы от места работы.

Тамбов - областной центр. Основан в 1636 году, как город-крепость для защиты от набегов кочевых племён. Расположен в центре Европейской части России, на левом берегу реки Цны. Является узлом, где пересекаются железные и автомобильные дороги, связывающие восточные и южные районы страны. Население свыше 200 тыс.человек ( на тот период).

Ведомственное жилье представляло собой большой дом с печным отоплением на три семьи, большой двор и сад, ,сарай где хранились дрова и уголь, которые приходилось пилить, колоть и таскать ( правда это когда уже подрос), туалет во дворе. В баню мы с отцом ходили на завод, располагавшийся недалеко от вокзала.

В 20 метрах от дома было женское общежитие от железной дороги, где меня оставляли родители, когда уходили в кино. Женщины в большинстве своём были незамужние и я для них был живой игрушкой. Мама, как потом мне рассказывала, иногда вступала с ними в сговор. Я был маленьким и худеньким, ел дома плохо, а она напечёт блинчиков и меня ими накормят в общежитии. А потом дома я рассказывал какими вкусными блинчиками меня кормили и мама такие готовить не умеет. Но тогда мне было непонятно чему она так радовалась.

Рядом с домом был “ ледник “, как мы его называл . Зимой здесь намораживали лед слой за слоем, затем засыпали толстым слоем опилок. Все лето от него откалывали большие куски льда, грузили вручную на вагонетки, поднимали этот лед по рельсам на высокую эстакаду и затем этот лед загружался в стоящие рядом с эстакадой рефрижираторы (такие вагоны-холодильники для перевозки продуктов, живой рыбы и т.д.)

“Ледник” по нашим детским меркам был огромен, где-то метров 100 в длину и высотой около 10 метров. Зимой ледник использовался нами как каток, а летом мы все бегали попить ледяной воды, а наши родители всегда ругались по этому поводу. Взрослые брали лед для домашних нужд, тогда холодильники были роскошью.

Отец зарабатывал на железной дороге хорошие деньги, но сколько я себя помню жили мы всегда скромно. Мама постоянно что-то вязала, кроила, вышивала, изготавливала искусственные цветы, шила практически всё. В доме всегда было чисто и уютно.

Работать приходилось много, но и для отдыха находилось время. Большие праздники и дни рождения отмечались у нас дома. Приходили друзья и знакомые родителей, пели песни , танцевали под патефон. Было большое количество пластинок, кстати, все они сохранились, кроме патефона, к несчастью его залило водой.

Как я уже сказал у мамы была большая семья две сестры и брат. Тётя Маня старшая сестра жила с семьёй на Украине. Дядя Саша работал машинистом электровоза в Москве.Но все они периодически наведывались к нам в гости, то вместе, то по отдельности.

Тётя Нина младшая мамина сестра приезжала к нам в гости с детьми на все лето, домой привозили контейнер с их вещами и игрушками и я с двоюродными братьями целое лето был вместе.

На следующий год, когда у отца был отпуск уже мы поехали к ним в гости в Ташкент. Муж тёти Нины был военный летчик-испытатель и служил в Туркестанском военном округе. Одно из воспоминаний этой поездки, когда отец на обратном пути купил полбуханки черного хлеба, т.к. за этот месяц сладкий белый хлеб, хлеб с изюмом и сладкие булки порядком надоели, а черного хлеба купить в тех краях мы так и не смогли.

В тамбовских магазинах на тот период полки были всегда заполнены, выбор продуктов был обширный, даже был шоколад, который давали летчикам, но дорогой. Когда я слышу иногда рассказы, что были пустые полки, хочу сказать, да пропадало, когда начинались "перестройки" со сменой власти (Хрущёв, Брежнев и т.д.)

Школа

Как то незаметно мне "стукнуло" 7 лет и в августе 1961 года мы с мамой пошли поступать в школу. Поступить получилось не сразу. Мы посетили несколько школ, брать меня никто из директоров не хотел, я был маленький и худенький. Глядя на меня они отказывали маме ссылаясь на всяческие причины. После долгих мытарств в одной из школ маме посоветовали обратиться к директору новой вновь созданной школы № 34.

Когда мы пришли в эту школу одна из учительниц отвела нас к директору. Это был жизнерадостный мужчина, который очень внимательно выслушал маму, посмотрел внимательно на неё, потом посмотрел на меня и спросил : "Хочешь учиться?" Я сказал, что хочу. "Ну что ж, тогда приходи, будем учиться". Так начался мой новый этап жизни.

1 сентября 1961 года я пошел в первый класс. Мне в школе было интересно, новые друзья, уроки приносившие каждый день новые открытия и главное знания: букварь,правописание, русский язык, чтение и много других предметов. Правда вначале чтение давалось трудно, но дальше оно стало моим как любимым предметом, так и занятием.

Школа была новая и располагалась на первых двух этажах Дома пионеров . Сам Дом пионеров стоял на высоком берегу реки Цны около деревянного моста. Когда, весной, начинался ледоход, в школе постоянно дребезжали стёкла, военные закладывали и взрывали во льду взрывчатку , чтобы мост не снесло. Зимой катались на портфелях с высокой горки под окнами школы.

Первый класс я окончил хорошо, на четвёрки и пятёрки, и отец сделал мне подарок повез меня в Москву. Это была захватывающая поездка, так как в Москве я был в первый раз.

Мы были на ВДНХ , в зоопарке, катались на метро, я впервые увидел телевизор с небольшим экраном и чтобы увеличить изображение перед экраном стояла линза. Короче, впечатлений было очень много, было что рассказать ребятам.

Москва запомнилась ещё и тем, что отец надел новые туфли, естественно натер ноги и почти каждые 100 метров мы садились на скамейку и он их снимал, чтобы размять и чтобы ноги отдохнули.

Не скажу, что я в школе был очень послушным. То с горки накатаемся с ребятами так, что домой приду с полным снега портфелем, чернильница раздавлена, все тетради и дневник в синих разводах и подтёках, то стекло разобью, то ещё чем- нибудь "прославлюсь".

В 1962 году у нас появился первый черно-белый телевизор "Рекорд", моему восторгу не было предела. Телевизионный канал был только один, но с его помощью я узнал много интересного как в нашей большой стране, так и о жизни в других странах.

Как-то незаметно пролетели 4 года и летом вдруг выяснилось, что моя школа восьмилетка, поэтому классная руководительница предложила родителям перевести меня в другую школу с 10 летним образованием и посоветовала школу № 29.

И здесь, впервые, мне дали проявить мою самостоятельность. Мама вышла на работу, отцу было некогда, поэтому он сказал: "Ты уже взрослый, бери документы и иди поступать".

Прихожу я в школу. Стал у окна. Жду. Все приходят с родителями, уходят. А я даже не знаю что мне делать, вдруг подходит ко мне пожилая седая женщина и спрашивает меня, что я тут один делаю. Я ей объяснил и она пошла со мной к директору. Он долго спрашивал меня почему я пришёл один, ну я все объяснил. Он очень был удивлен и меня приняли. Самое интересное, что та пожилая женщина оказалась учительницей математики и потом многие годы рассказывала о моей самостоятельности в младших классах.

Школа, как в последствии оказалось, была с углубленным изучением немецкого языка и чтобы это означало мне было не понятно. Только когда пришел 1 сентября в новую школу узнал, что такое "углубленное" изучение немецкого языка.

Языка мы не знали и пришлось учить его с нуля, да так, что хотелось иногда всё бросить и перейти в обычную школу. Некоторые так и сделали. График изучения языка был сумасшедший.

Возвращаясь из школы приходилось выполнять домашние задания иногда до 12 ночи. Все преподаватели языка пришли из бывшего Суворовского училища, любили дисциплину и порядок, нагрузки были большие. Немецкий язык был каждый день по 4 урока, но потом как-то все втянулись, стало интересно, короче наступили будни учёбы.

Все четыре класса мама в силу своего образования как могла старалась помочь мне разобраться в непонятных мне вопросах, но в пятом, заглянув в учебники сказала, что теперь учёба полностью зависит от меня и надеяться на её помощь, отныне, вряд ли смогу.

Класс подобрался дружный. Учиться было интересно, многие занимались ещё и в кружках. Я поступил в музыкальную школу. Пришлось учиться в двух школах.

Было конечно тяжеловато. Свободного времени практически не оставалось.Через некоторое время я понял, что музыка это не мое, хотя отдельные предметы мне нравились. История музыки, сама игра на аккордеоне. Вместе с окончанием 10 класса закончил и музыкальную школу.

Очень любил читать книги, читал много , как говорят запоем. После окончания каждого класса на лето задавалось прочесть много литературы, шел в библиотеку и приносил домой практически всё что было задано.

Если каких книг не было, то их приносил с работы отец. Больше всего мне нравилась фантастика и приключения. Дома была большая библиотека на любой вкус, но в основном это были собрания сочинений Шолохова, Горького, Чехова и т.д., про войну, приключения, мемуары выдающихся людей, короче, практически на любую тематику.

Потом она стала пополняться уже мною как художественной, так и технической литературой, но это уже потом, когда учился в институте.

Отец к этому времени по решению обкома партии перешел на другую работу, вместо железной дороги стал строить автомобильные. Далось ему это нелегко, но работа, есть работа. Летом в каникулы, когда я сильно его просил, иногда брал меня с собой, мы садились в машину и за день проезжали половину Тамбовской области. Было интересно увидеть как строятся дороги, заодно и узнать родной край.

Увлекся сбором марок, сначала практически по всей тематике (потом больше по теме космос), собирал значки.

В тот период у нас подобралась интересная компания из соседских ребят на почве интереса к устройству машин.

Наша компания пыталась ремонтировать домашнюю технику. Ставили химические опыты, начитавшись Жюль Верна (пытались получить нитроглицерин). Правда ничего не получилось, потому что в книге которую мы достали с огромным трудом из-за грифа "Для служебного пользования" было описано промышленное производство, а в кустарных условиях соблюсти технологию просто невозможно. Однако, в результате смешивания компонентов была получена красивая маслянистая жидкость вишнёвого цвета, взорвать, как в книге, мы её побоялись, но горела она непрерывно в течении нескольких суток.

Потом мы заинтерсовалить темой литья металла (рядом с нашим домом был цех отливок одного из городских заводов с огромным количеством песка), начали отливать из свинца звездочки. Правда увлечение быстро закончилось, в связи с моим приводом в милицию. Чтобы достать свинец для литья мы не придумали ничего лучшего как снимать пломбы с вагонов, На этом "занятии" я и попался. В милиции отделался легким испугом и последующим нравоучением отца с применением ремня для глубокого осознания содеянного и исключения повторения в будущем.

Меня всегда интересовало как всё устроено в механических игрушках, часах, приёмниках и многом другом, разбирать получалось всегда, а вот обратно не всегда.

Хотя нет, лет в восемь разобрал будильник, потом собрал, остались детали, а будильник работал.

Как все советские школьники был вначале октябрёнком, потом был принят в пионеры, затем в 1968 году вступил в комсомол. И сразу ребята избрали меня секретарем комсомольской организации. Всегда участвовал в общественной работе, но больше в старших классах.

В школе постоянно велось патриотическое воспитание. К нам приходили ветераны, которые всегда рассказывали о войне, её трудностях и лишениях. И если сказать честно делали они это с большой неохотой. Только потом я понял, что война это не какое-то увлекательное приключение, это кровь, пот, грязь и смерть. Когда рядом гибли твои боевые товарищи, вспоминать об этом тяжело и больно.

На всю жизнь мне почему-то запомнилось 9 мая 1965 года, когда пионерская организация школы поручило нам вручить ветеранам цветы. По главной улице города шла колонна участников Великой отечественной войны, сейчас это можно сравнить с шествием Бессмертного полка, а тогда это были живые участники войны. Шла колонна мужчин и женщин, счастливых и радостных, на кителях в несколько рядов висели их награды - ордена и медали, звенящие и блестящие на солнце .Для нас пацанов это было завораживающее зрелище.

Принимал участие в художественной самодеятельности как в самой школе, так и за её пределами .На собраниях ветеранов читал стихи, пел песни, играл на аккордеоне.

В школе из старших классов был сформирован хор в котором мне больше всего нравилось петь. Школьный хор на мой взгляд был подготовлен профессионально (с нами занималась хормейстер из музыкального училища) и на городских смотрах художественной самодеятельности среди школ он неизменно занимал первые места.

К этому времени после 12 лет стояния в очереди мы наконец переехали в квартиру в пятиэтажном доме со всеми удобствами. После печи для приготовления пищи и отопления пользоваться газовой плитой и газовой колонкой было фантастикой. Прощай дрова и уголь!

После 8 класса в школе сделали два математических класса и наш класс разделился.

Мне всегда больше всего нравилась математика, мог решить задачку несколькими вариантами и "математичка" обратив на это внимание давала задачки не из школьной программы. Потом, естественно, это мне пригодилось при поступлении в институт.

Несмотря на это, я решил продолжить изучать немецкий язык. В последние два года в 9 и 10 классах мы изучали немецкий на уровне второго курса педагогического института. Уровень подготовки позволял свободно разговаривать на немецком языке и переводить без словаря.

В нашей школе был лингафонный кабинет, к нам приезжали делегации из ГДР, приходила преподавательница пединститута, которая была переводчиком на Нюрнбергском процессе и много других специалистов с отличным знанием языка, с которыми мы оттачивали владение немецким.

Один из выпускников школы окончил Военный институт иностранных языков и когда приезжал в гости к родителям приходил к нам и рассказывал и об учебе и о работе переводчиком. Директор, бывший военный, всячески его поддерживал, ну и, естественно, агитировал нас поступать туда, но как-то не сложилось.

Знание языка мне конечно пригодилось в будущем, в определенные моменты, но без постоянной практики в устном разговоре, в основном, я его постепенно забывал, хотя и сейчас знаю неплохо.

Ну вот и подошла пора окончания школы. Выпускные экзамены проходили в родной школе. Нам дали примерные вопросы по которым мы готовились к экзаменам. Сдавали мы математику, физику писали сочинение. В ходе устных экзаменов, мы брали билеты, готовились, а потом отвечали приемной комиссии и получали оценки.

Экзамены сданы. Все рады. Но и в тоже время впереди неизвестная жизнь. И надо сделать выбор, что делать дальше. Хотя мы уже в принципе все уже определились на момент окончания 10 класса. Часть ребят решило поступать в военные училища, девочки поступали в педагогические вузы.

На домашнем совете вопрос о поступлении был отдан на откуп мне. Отец хотел, чтобы я пошел по его стопам железнодорожника и поступил в МИИТ, но не настаивал. Мама дипломатично ничего не советовала.

Проанализировав все (финансовую сторону вопроса и бытовые вопросы) решил, что учиться дома будет легче и проще. Возможность для этого была. Надо лишь было поступить в институт химического машиностроения в нашем городе. Тем более,что техникой я интересовался с детства.

Ну вот и выпускной. Получен аттестат. Гуляние до утра. Любимые маршруты: Вечный огонь, Набережная города, центральные улицы города, площадь им. Ленина, вокзал.

Институт

Тамбовский институт химического машиностроения (ТИХМ) основан в 1958 году как филиал Московского института химического машиностроения. В 1965 году становиться полноценным инстиутом. Подготовка инженеров для химического машиностроения - механики, конструкторы, технологи, специалисты по автоматизации и т.д.

Все необходимые документы отнес в приемную комиссию на специальность машины и аппараты химических производств. При институте были созданы месячные подготовительные курсы, где мы решали типовые задачи по математике и физике и где нам рассказывали об условиях поступления.

Наступило время приемных экзаменов.

С поступлением в институт я чуть не пролетел. Несмотря на то, что учился на хорошо и отлично по математике ( письменно и устно) получил 4 и 5. Да и четверку получил из-за невнимательности, переписывая с черновика ответ пропустил одну цифру. А физику чуть не завалил, так как в школе учителя по физике менялись часто. И хотя по физике в школе я имел четверку, знания были так себе.

Сейчас мне кажется, что только благодаря тому, что я написал первые два экзамен на хорошо и отлично меня пожалели и поставили тройку. Сочинение я написал на хорошо.Для поступления на выбранную специальность было достаточно набрать 12 баллов, что мне и удалось сделать.

Учится приходилось в разных зданиях принадлежавших институту и разбросанных по всему городу, а моя основная кафедра располагалась в бывшем Суворовском училище, где преподавали мои учителя немецкого языка. Вот такой поворот судьбы.

Знание немецкого языка сыграло определенную роль в моей учебе. На втором курсе после первых занятий на кафедре иностранных языков преподавателям стало понятно, что учить то меня особенно и нечему, общался я с ними на равных и поэтому меня перестали спрашивать. Только тогда, когда не успевали с планом просили прочитать текст и тут же его перевести. На третьем курсе после участия во Всесоюзной олимпиаде по иностранному языку поставили отличную оценку и разрешили занятия не посещать.

Так как область была сельскохозяйственной, каждую осень, после одной лекционной недели нас отправляли на "картошку". Конечно мы убирали не только картошку, но и другие овощи, сено, работали на току, сушили зерно.

На первых курсах летом можно было заработать на уборке помидоров, яблок, клубники, потом началось стройотрядовское движение, занимались строительством и ремонтом оборудования в колхозах, наш стройотряд работал в городе, строили будущий студенческий городок. Заработали конечно не очень много, но на новый спортивный велосипед хватило.

Обучение в институте строилось в первую очередь на получении необходимых знаний, которые нужны будут в дальнейшей работе. Вопрос с распределение не стоял, в институт приходил список мест со всего СССР, где нужны были выпускники нашего вуза. А само распределение происходило по принципу: кто лучше учился имел приоритет при выборе места распределения.

Меня всегда интересовали научные исследования и когда на кафедре оборудования химических производств предложили ими заняться с радостью согласился.

На кафедре было было несколько экспериментальных установок и мы проводили исследования по определенной методике, обрабатывали полученные данные на ЭВМ, которая занимала целый этаж нашего учебного корпуса (сейчас её успешно заменил бы один компьютер).

Полученные результаты я использовал при подготовке дипломного проекта, который в 1976 году успешно защитил.

В дальнейшем мне хотелось бы продолжить заниматься научными исследованиями, поэтому при определении на институтской комиссии места будущей работы выбрал и был распределен во Всесоюзный научно-исследовательский институт резино-технического машиностроения, который располагался в нашем городе.

Работа

В отделе кадров института мне дали направление в отдел стандартизации в группу конструкторов и мечты о продолжении исследований пришлось отложить.

Пришлось вникать во многие вопросы о которых и понятия на тот момент не имел, но постепенно разобрался и освоился. Побывал в двух командировках на Урале и Украине .Выполняя командировочные задания, одновременно, ознакомился с шинным производством. Было интересно. Встречи с новыми людьми, новые знания, которые в дальнейшем мне пригодились.

В институте в то время, кроме создания оборудования для шинных производств и заводов РТИ, сотрудники активно привлекались к сельхозработам. В основном это были молодые специалисты и я сразу попал на уборку овощей и картофеля в подшефном колхозе. Иногда нас отправляли , далеко, в другие колхозы, по всей территории области.

В одном из таких колхозов меня и нашёл военком с повесткой о призыве в армию.

Армия

Но осенью 1976 года в армию меня не забрали потому, что план по призыву военкоматом был выполнен. Очень расстроился, так как планировал пойти служить в армию. Но делать было нечего, возвратился на работу.

Весной меня всё-таки призвали на службу, но пришлось служить полтора года вместо одного, так как вышел новый закон, связанный с получением офицерского звания молодыми людьми получившими высшее образование.

После призыва в Советскую армию был направлен в учебное подразделение в Прикарпатском военном округе. После того, как отучился в течение 6 месяцев и получил сержантские погоны был направлен в экспериментальный артиллерийский полк с новой техникой, самоходными "Акациями" и "Гвоздиками" в составе танковой дивизии с обновленной структурой.

Назначили меня командиром отделения вычислителей полка. Кто не очень разбирается в армейских терминах поясню. Артиллерийские вычислители проводят расчеты всех параметров стрельбы по цели, а их очень много. Рассчитывать надо быстро, потому что только после этих расчетов дается команда на стрельбу. Ошибиться нельзя, иначе под огонь попадут свои ребята.

Восемь месяцев мы готовились к проведению учений, исколесил я практически всю западную Украину, полигоны, стрельбы и т.д. При такой загрузке время пролетело вообще незаметно. Были большие учения прошедшие очень хорошо. Дальше нас отправили на двухмесячные курсы по подготовке офицеров запаса, которые окончил и получил звание лейтенант.

Незаметно прошли полтора года и подошла к концу военная служба. В ноябре 1977 года я вернулся домой.

И снова работа

В конце службы пришло письмо от друзей, сообщивших о создании в институте в одном из конструкторских отделов исследовательской лаборатории.

После возвращения в институт обратился к руководству с просьбой перейти на работу в эту лабораторию. Директор подписал моё заявление о переводе и я начал работать в новом подразделении.

Отдел, куда я попал, занимался проектированием оборудования подготовительных производств.

Изготовление покрышки состоит из большого цикла операций, на первом месте стоит подготовительное производство. Это, где изготавливают из различных ингредиентов резиновую смесь, если популярно, то это как приготовление теста, только сложнее и в очень больших объёмах.

Если кто не знает могу сказать, на шинном заводе "подготовка" это самое грязное производство, связанное с сажей. Но меня это не остановило. Очень хотелось заняться исследованиями.

Нашей задачей было исследование узлов и деталей оборудования как иностранного производства, так и отечественные разработки. На основании этих работ и создавалось отечественное оборудование для шинных заводов.

В институте в это время было очень много молодёжи. Практически до 30% в конструкторских отделах. Чтобы подготовить грамотного специалиста необходимо было время , и не один год. Поэтому руководство уделяло много времени подготовке специалистов.

Кроме работы активно участвовал в общественной жизни института. Сразу стал членом комитета комсомола, где возглавил Совет молодых специалистов. Был председателем комиссии в областном и членом министерского Совета молодых специалистов и ученых.

Руководство института всегда помогало во всех наших планах как улучшить производственных процесс. В свободное от работы время организовывались разные мероприятия: КВН, огоньки, вместе встречали праздники. Молодость есть молодость.

В 1982 году вступил в КПСС. Это был осознанный выбор, основывающийся на примере моих родителей. И отец, и мама были членами КПСС ещё с 40 годов. Их трудолюбие, ответственность, исполнительность всегда служило для меня примером.

Работы прибавилось стал зам. секретаря партийной организации отдела, членом комиссии по контролю за деятельностью администрации при парткоме института, зам. пропагандиста в отделе в системе экономической учёбы.

По возвращению из армии я женился, через год у меня родился сын. Семья наша дружная и заботливая, уважающая мнение каждого члена семьи, переживающая за промахи и радующаяся успехам каждого.

В институте приходилось очень много бывать в командировках по наладке оборудования, на международных выставках, конференциях. Как-то один раз посчитал конце года и вышло, что из-за командировок был дома не более трех месяцев, остальное время занимался исследованием,созданием, наладкой и испытанием новых образцов оборудования.

В 1981 году отдел и лаборатория приступили к работам по одному из перспективных направлений развития шинного подготовительного производства порошковой технологии резины.

С апреля 1983 года был прикреплен соискателем ученой степени кандидата техническим наук Ярославского политехнического института на кафедру "Химия и технология переработки эластомеров" и порошковая технология резины стала темой моей будущей диссертации.

Теперь уже приходилось сочетать производственную, научную деятельность и учиться. Экзамены ездил сдавать в Ярославль. Не скажу что было легко. Но я был молод, у меня появилась новая цель в жизни, которую хотелось достичь.

Летом 1987 года защитил кандидатскую диссертацию. И был назначен заведующим лабораторией пришлось снова много работать, внедрять новые технологии.

Увлекся темой автоматизированного проектирования. Были приобретены персональные компьютеры, организована совместная работа с кафедрой САПР Тамбовского института химического машиностроения. На компьютерах выполнялись расчеты, рисовались чертежи. Руководство института шла навстречу всем новым начинаниям.

Но грянула перестройка и четкий ритм работы института сломался.

Начало сменяться руководство института и его структура, сам институт входил то в одно объединение, то в другое, то опять возвращался к своим истокам. Короче лихорадило.

Зарплата стал задерживаться, иногда по несколько месяцев. Заводы за выполненные заказы осуществляли расчеты своей продукцией. Поэтому получив зарплату, например, покрышками (а были ещё и резиновые лодки и многое другое) приходилось их продавать везде, на трассе, на рынке и даже стоя на улицах города. Не скажу, что торговля шла хорошо, но покрышки тогда были в дефиците и их покупали.

Структурные изменения иногда приносили и свою пользу. Так в 1992 году лаборатория возглавляемая мною была преобразована в самостоятельную лабораторию за счет объединения трёх лабораторий и вся их специализация позволяла получать больше новых заказов.

В 1991 году институт стал акционерным обществом и меня избрали членом Совета трудового коллектива и Научно-Технического Совета.

В лаборатории продолжались исследования и создание оборудования и линий подготовительных производств для заводов РТИ, шинных, АТИ, обувных и т.д. на базе: машин и агрегатов для резки каучука; агрегатов червячно-валковых, листующих, гранулирующих; агрегатов и линий для отбора и охлаждения резиновых смесей; смесителей и агрегатов для приготовления резинового клея;оборудования для изготовления и переработки резиновых смесей по порошковой технологии; резиносмесителей непрерывного действия.

В ходе работ мы сотрудничали с НИИШПом, ВНИИЭМИ, ВНИИАТИ, ВНИИРом, ЯПИ, ТГТУ, НИИ КГШ и многими проектными организациями.

Одновременно продолжалась и моя научная и педагогическая деятельность, в общей сложности были изданы две монографии, 34 статьи в научных журналах, получено 16 авторских свидетельства. Результаты работ докладывались на 12 Международных, Всесоюзных и отраслевых конференциях.

С 1988 года в течении 25 лет был председателем ГЭК по кафедре САПР ТИХМа, а теперь уже Тамбовского Государственного технического университета. ВАК присвоило мне ученую степень старшего научного сотрудника. Читал лекции, был научным руководителем и проводил консультации соискателей ученой степени к.т.н., руководил и консультировал студентов по дипломным проектам.

Несмотря на наши упорные старания у многих шинных заводов и заводов РТИ появились зарубежные хозяева, которые всеми силами принялись убирать отечественные разработки и оборудование с купленных ими заводов. Даже увольняли с работы тех, кто считал наше оборудование в эксплуатации надёжнее, чем импортное. Только в последнее время стало ясно кто за этим стоял и каких целей эти люди добивались.

Тем временем, мне предложили возглавить отдел технического контроля на заводе, который выпускал опытные образцы по чертежам института. В работе ОТК пригодился как конструкторский опыт, так и административный.

В 1999 году завод перешел в состав АО "НИИРТмаш" и меня назначили главным инженером и одновременно заведующим производством.

Хотя не всё было гладко (перестройка, дефолты) мы продолжали работать и выпускать оборудование. Теперь не только по своей специализации, но и практически для всех сфер нашей жизни.

Промежуточный итог

Вот так интересно устроена жизнь.

Думаю, дорогой Читатель, вы наверное устали от моего повествования. Значит пора закругляться, хотя о многом можно было ещё написать, прожитые годы позволяют это сделать.

В своем рассказе я постарался рассказать вам кто я, какой путь мне пришлось пройти.

Путь мальчика, юноши,конструктора, ученого, производственника и администратора. Не все всегда этот путь был ровный и гладкий, было тяжело и очень тяжело, но несмотря на это я старался честно и добросовестно выполнять порученную работу.

Ставил перед собой цель и чтобы достичь её старался изыскать резервы и силы на новый рывок . Никогда не сдавался и, как результат, достигал её.

Совершенные ошибки на основании своего опыта и полученных знаний пытался исправить и всегда исправлял их.

И всегда рядом были близкие мне люди, моя семья, родители, учителя, друзья, которые повлияли на формирование меня как личности,помогали и поддерживали, за что я им искренне благодарен.

Сейчас у меня появилось немного больше времени, чтобы заняться любимой дачей и домом, где можно применить свой опыт и знания по ремонту и строительству, выращиванию овощей и фруктов, и где можно отдохнуть душой.

Продолжаю работать, хотя уже на пенсии, делюсь с молодежью своими знаниями и опытом производственника.

Короче, что ещё нужно, чтобы встретить старость, как говорил один из героев фильма "Белое солнце пустыни". Но не хочется обниматься со своим четвероногим другом (диваном), а тянет узнать что-то новое, встряхнуть себя и спросить готов ли ты достичь новой цели.

В настоящее время меня очень заинтересовал интернет как площадка для общения, получения новых знаний, заработка. Это не значит, что я им не пользовался, но теперь для меня открылись новые его грани и возможности.

Мечтаю, получив знания от лучших и опытных специалистов, создать свой блог, свой канал на YouTube, вывести их в ТОП. Попытаться заработать с помощью интернета и многое другое.

А самое главное - поделиться со всеми, кому это тоже стало интересно, о своих ошибках, достижениях и успехах. И порадоваться вместе с теми кому это поможет и пригодиться.

Поэтому….

Продолжение следует...

Спасибо, всем кто дочитал до конца.

P.S. Буду вам признателен, если найдете возможность прокомментировать прочитанное.

Пишите, делитесь своим опытом.

Отвечу всем!

2 комментария

  • Аватар комментатора Валентина Апарина Валентина Апарина
    https://b-valery.ru/smartblog-pro-otzyv-zaminirovanny..
    Вот такая статья! Ждите увеличения сумм оплаты. Короче! Я решила бросить Колпакова. Они все прекрасно знают - им уже человек (думаю, не один) писали про все их огрехи. Колпаков ведь имеет штат работников, которые получают зарплату и делают ровно столько, сколько он им платит. Нас губит наша доверчивость.
    Ответить
    1. Аватар комментатора Виктор Бастрыгин Виктор Бастрыгин

      Об обучении на проекте Игоря Колпакова я все в своих статьях написал, повторяться не буду. Валентина, скажите, а когда учиться было просто? Если учиться и становиться СПЕЦИАЛИСТОМ, то это тяжелый труд. На счет доверчивости, тут можно сказать, кто на что рассчитывал. Писать об огрехах человеку, к которому пришел учиться, тогда возникает вопрос, если ты все знаешь, зачем ты к нему пришел? Но располагать и предполагать разные вещи. Как бы то ни было, выбор за каждым из нас. Вы свой сделали, поэтому желаю вам удачи.

      Ответить

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение